exploders.info - Портал по взрывчатым веществам и пиротехнике
  • Юридические аспекты
    • Temnyi elf Статьи уголовного кодекса РФ 2013-04-22 02:36:39
      • Temnyi elf Статья 226.1. - Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей 2014-02-05 11:36:52
АВТОРИЗАЦИЯ
ЛОГИН:
ПОРОЛЬ:
Автор: Temnyi elf
2014-02-05 [#42344]

Статья 226.1. - Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей

Форум: Юридические аспекты

(введена Федеральным законом от 07.12.2011 N 420-ФЗ) 1.Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами—членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, его основных частей (ствола, затвора, барабана, рамки, ствольной коробки), взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей в крупном размере—наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового. 2.Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное: а) должностным лицом с использованием своего служебного положения; б) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль,—наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового. 3.Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой,—наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового. Примечания: Перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей настоящей статьи утверждается Правительством Российской Федерации. Крупным размером стратегически важных товаров, ресурсов и культурных ценностей в настоящей статье признается их стоимость, превышающая один миллион рублей. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 13 сентября 2012 г. N 923 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ СТРАТЕГИЧЕСКИ ВАЖНЫХ ТОВАРОВ И РЕСУРСОВ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ СТАТЬИ 226.1 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В целях реализации статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет: Утвердить прилагаемый перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. Председатель Правительства Российской Федерации Д.МЕДВЕДЕВ Утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2012 г. N 923 ПЕРЕЧЕНЬ СТРАТЕГИЧЕСКИ ВАЖНЫХ ТОВАРОВ И РЕСУРСОВ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ СТАТЬИ 226.1 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ№ п/п < * > Код ТН ВЭД ТС I. Стратегически важные товары 1 Спирт этиловый неденатурированный с концентрацией спирта 80 об.% или более; этиловый спирт и прочие спиртовые настойки, денатурированные < * > 2207 2 Драгоценные металлы < * > 7106—7112 3 Черные и цветные металлы, а также отходы и лом черных и цветных металлов, металлокерамики, части железнодорожных локомотивов или моторных вагонов трамвая или подвижного состава < * > 7204, 7302, 7401 00 000 0 — 8113 00 4 Озоноразрушающие вещества и продукция, их содержащая, в соответствии со списками „A“ и „B“ раздела 1.1 и списками „C“, „E“ и „D“ раздела 2.1 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами—членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, утвержденного Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. N 19 < ** > 2903, 3824, 3907, 3921, 8415, 8418, 8419, 8479 II. Стратегически важные ресурсы 5 Мясо крупного рогатого скота, домашней птицы, свинина <*> 0201—0203, 0207 6 Рыба, ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные < * > 0302 — 0303, 0306 — 0308 7 Мясо и продукты из мяса осетровых рыб, икра осетровых рыб < * > 1604 19 971 0, 1604 20 901 0, 1604 31 000 0 8 Янтарь < *** > 2530 90 000 0 9 Уголь каменный, включая антрацит, кокс и полукокс < * > 2701—2704 00 10 Нефть сырая и нефтепродукты, содержащие 70 мас.% или более нефти или нефтепродуктов, причем эти нефтепродукты являются основными составляющими продуктов; отработанные нефтепродукты < * > 2709 00—2710 11 Газ природный, газы нефтяные и углеводородные, в сжиженном и газообразном состоянии < * > 2711 12 Пушнина < * > 4301 10 00, 4301 60 00, 4301 80, 4301 90 00, 4302 13 Лесоматериалы < * > 4401 21 000 0, 4401 22 000 0, 4403, 4404, 4407 14 Драгоценные и полудрагоценные камни < * > 7101—7104 III. Стратегически важные ресурсы флоры и фауны 15 Виды дикой флоры и фауны, подпадающие под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 г. или занесенные в Красную книгу Российской Федерации < * > Для целей применения настоящего перечня товары определяются исключительно кодами ТН ВЭД ТС. Наименование товаров приведено только для удобства пользования. < ** > Для целей применения настоящего перечня товары определяются в соответствии с требованиями, предусмотренными разделами 1.1 и 2.1 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами—членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами. Коды ТН ВЭД ТС приведены только для удобства пользования. < *** > Для целей применения настоящего перечня необходимо руководствоваться как кодом ТН ВЭД ТС, так и данным наименованием. Комментарий к ст. 226.1 Таким образом, как видно, санкции за контрабанду существенны. Еще более строгие санкции применяются для должностных лиц, пользующихся своим служебным положением, лиц, осуществляющим таможенный и пограничный контроль, а также организованной группой. Предметом преступления являются сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, взрывчатые, радиоактивные вещества, радиационные источники, ядерные материалы, огнестрельное оружие. Дело в том, что для перевозки данных товаров предусмотрен особый порядок, установленный Постановлениями Правительства РФ. Объективная сторона характеризуется в качестве незаконного перемещения предмета преступления через таможенную границу Таможенного союза либо Государственную границу РФ с государствами – членами Таможенного союза. Под перемещением понимается ввоз и вывоз таких товаров. А вот просто хранение товаров не будет подпадать под данную статью уголовного кодекса. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом, то есть в судебном порядке должно быть доказано, что лицо, совершившее преступление, совершило его намеренно. Субъект преступления представляет собой лицо, достигшее возраста 16 лет. Лица, не достигшие 16 лет, не привлекаются к уголовной ответственности за совершение данного преступления. Местом совершения данного преступления соответственно выступает граница Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, если эта граница контролируется компетентными органами Российской Федерации. Чтобы было более понятно, что понимается под данным преступлением приведем примеры подобных нарушений. К таким преступлениям относится: - перемещение вне пунктов таможенного контроля; - сокрытие сильнодействующих, ядовитых, отравляющих веществ от таможенного контроля; - подделка документов с целью сокрытия сильнодействующих, ядовитых, отравляющих веществ от таможенного контроля; - предъявление документов, относящихся к другим товарам; - использование поддельных пломб, маркировки, печатей; - отсутствие документов на перевозимые сильнодействующие, ядовитые, отравляющие вещества; - умышленное недекларирование в установленной форме вышеуказанных товаров; - недостоверное декларирование сильнодействующих, ядовитых, отравляющих веществ. Конечно, данный перечень нарушений не является исчерпывающим, но не менее важно определиться с особыми условиями, а также с перечнем товаров, перевозимых в особом порядке. Особенности привлечения за контрабанду Следует отметить, что ранее под уголовное преследование попадала контрабанда в Россию и за ее пределы. Теперь таможенное и уголовное законодательство устанавливает общий порядок осуществления торговли, применения таможенных пошлин и ограничений экономического характера в рамках Таможенного союза. Напомним, что в Таможенный союз в рамках Евразийского экономического сообщества входят Белоруссия, Казахстан и Россия. Таким образом, если перевозка стратегической продукции была осуществлена из Белоруссии в Россию или из России в Казахстан, то такая перевозка не будет подпадать под статью 226.1 УК РФ. Если же товар незаконно перевозился в Украину, то такая перевозка будет отнесена к уголовному нарушению. Дело в том, что с Украиной и иным государством, не входящими в Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС, Российская Федерация имеет таможенную границу Таможенного союза, поэтому контрабанда с территории этих государств подпадает под действие ст. 226.1 и 229.1 УК РФ. Этот вывод подтверждается и в ответах на вопросы, поступившие из судов, по применению федеральных законов от 7 марта 2011 года N 26-ФЗ “О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации” и от 7 декабря 2011 года N 420-ФЗ “О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.06.2012). Перечень стратегически важных товаров Перечень стратегических товаров и ресурсов, перевозка которых подпадает под ограничения статьи 226.1 УК РФ, установлена постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2012 № 923. Данное постановление вступило в силу сравнительно недавно, с даты официальной публикации – 29.09.2012. Следует отметить, что ранее такие стратегически важные товары определены не были. Дело в том, что и статья 226.1 в Уголовный кодекс была введена сравнительно недавно (федеральный закон от 07.12.2011 N 420-ФЗ). Ранее, конечно, в уголовном законодательстве присутствовала аналогичная норма (ст.188 УК РФ). Но законодатель больше не считает эти преступления экономическими, перенеся положения об ответственности за такие деяния из гл. 22 “Преступления в сфере экономической деятельности” в гл. 24 “Преступления против общественной безопасности” и 25 “Преступления против здоровья населения и общественной безопасности” УК РФ. В целом, изменения имеют принципиальный характер: - установлены стратегически важные товары; - изменения в перечень стратегически важных товаров может меняться и устанавливается Правительством РФ; - введена классификация из 15 позиций, выделяющая предметы, ограниченные в гражданском обороте; - перечень распространяется на страны Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. В перечень таких стратегических важных товаров и ресурсов, в частности, относятся: - спирт этиловый неденатурированный с концентрацией спирта 80 об.% или более; этиловый спирт и прочие спиртовые настойки, денатурированные; - мясо крупного рогатого скота, домашней птицы, свинина; - Рыба, ракообразные, моллюски и прочие водные, беспозвоночные; - Мясо и продукты из мяса осетровых рыб, икра, осетровых рыб; - Пушнина; - Виды дикой флоры и фауны, подпадающие под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 г. или занесенные в Красную книгу Российской Федерации. Это означает, что намеренная перевозка данных продуктов по поддельным документам будет наказываться не административным штрафом, а уголовной ответственностью. Но введение перечня стратегически важных товаров не означает, что такие товары вообще не подлежат перевозке. Это означает, что при перевозке товары должны быть задекларированы, иметь все товаросопроводительные документы, а также быть соблюдены правила перевозок. Например, в отношении морской перевозки мяса установлены особые правила (утв. Приказом Росморфлота от 29.11.1996 N 43). В этих правилах определено, что мясо должно предъявляться к морской перевозке в упакованном виде. Мясо без упаковки может быть предъявлено только по согласованию с перевозчиком и портом перевалки за ответственностью грузовладельца. К каждому грузовому месту или единице упаковки должны быть прикреплены деревянные бирки с указанием: - страны выработки; - отправителя; - вида мяса и категории упитанности. В соответствии с требованиями отдельных государственных стандартов, кроме того, должны быть указаны: - масса нетто; - дата выработки; - наименование предприятия-изготовителя и его подчиненность. При этом перевозимый товар должен быть задекларирован. Следует отметить, что ранее до введения данного перечня недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию могло повлечь наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей. Теперь помимо административного наказания, предусмотрена и уголовная ответственность. Вместе с тем, ранее в судебной практике сложились определенные тенденции, которые необходимо учитывать компаниям при осуществлении экспортно-импортных операций с такими стратегически важными товарами. Риски, связанные с судебной практикой Прежде всего, риск может быть связан с отсутствием полного комплекта документов или предоставлением не тех документов, которые требуются при осуществлении ввоза и вывоза стратегических товаров. Конечно, для привлечения к уголовной ответственности должен быть доказан умысел, но при этом риски у компании возрастают. В качестве примера можно привести судебное решение в отношение перевозки мясопродукции – Постановление ФАС СЗО от 23.03.2011 по делу N А56-33481/2010. Суд пришел к выводу, что представление таможенному органу при ввозе мясопродукции только ветеринарных сертификатов не свидетельствует о соблюдении декларантом требований законодательства о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, поскольку соответствие указанной продукции установленным санитарным нормам и правилам должно подтверждаться и санитарно-эпидемиологическим заключением. Представление в таможенный орган санитарно-эпидемиологического заключения на ввозимый товар является обязательным и должно неукоснительно соблюдаться в целях охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Кроме рисков привлечения к уголовной ответственности, необходимо отметить, что у компании возникают налоговые риски. В постановлении ФАС Северо-Западного округа от 1 февраля 2012 г. по делу N А56-29589/2011 судьи пришли к выводу, что поскольку компания не представила сертификаты и декларации соответствия, она не имеет права использовать 10-процентную ставку НДС при налогообложении реализации мяса и мясопродуктов. В заключение следует отметить, что во избежание привлечения к уголовной ответственности необходимо внимательно относиться к оформлению документов и соблюдению таможенных процедур ввоза и вывоза стратегической продукции. Конечно, для привлечения к уголовной ответственности требуется доказать умысел, однако в случае ареста продукции компания может понести значительные экономические убытки, а в случае заведения уголовного дела, будет нанесен серьезный урон по имиджу компании. Это нужно учитывать при осуществлении экспортно-импортных операциях стратегических товаров.

Мне нравится

© Добрейшей души человеки, 2003-2019

При использовании материалов ресурса ссылка обязательна.