exploders.info - Портал по взрывчатым веществам и пиротехнике
  • Пиротехника
    • Небожитель А как сделать звёздки всех, в том числе и экзотических, продвинутых и т. д., цветов применяя как можно меньшие количества цветнопламенных добавок и из наиболее доступных компонентов? 2005-01-03 13:51:00
АВТОРИЗАЦИЯ
ЛОГИН:
ПОРОЛЬ:
2005-01-03 [#15223]

А как сделать звёздки всех, в том числе и экзотических, продвинутых и т. д., цветов применяя как можно меньшие количества цветнопламенных добавок и из наиболее доступных компонентов?

Форум: Пиротехника

Натолкнулся я на трудности при получении звёздок, дающих при горении на высоте все возможные цвета, какие вообще существуют, причём применяя как можно меньшие количества цветнопламенных добавок. К огромному сожалению, я нигде кроме только кратких упоминаний не видел конкретных составов таких звёздок, как бирюзовые, голубые (не синие!), фиолетовые (не пурпурные!) и других малоупотребляемых, но характерных цветов, причём чтобы голубые были не какими-нибудь синими с плохой насыщенностью, а именно голубыми (примерно как вот при окончании трансляции телепередач в качестве изображения в течение некоторого времени передают вертикальные цветные полосы (белая, жёлтая, голубая, зелёная, пурпурная, синяя, чёрная), и не нужно по крайней мере в пределах вот этой темы никому думать, что синий с малой насыщенностью цвет является голубым, так как я очень много раз испытывал неудачные составы синего огня, где цвет придаётся соединениями меди в сочетании с источниками хлора, и во всех случаях он нисколько не воспринимался как голубой, а был лишь бело-синим. На телевизионных экранах такой цвет образуется при сочетании синего и зелёного цветов, причём на основании моих небольших экспериментов и соображений, истекающих из данных одной книги, чтобы он был именно таковым, необходимо, чтобы либо зелёный цвет был не совсем зелёным (например, придаваемый пламени монохлоридом бария не подойдёт), а именно таким, как на экране (жёлтовато-зелёным), либо должно быть просто наличие некоторого количества красной составляющей, ну или белой. Эксперименты мои заключаются в том, что при простом смешивании в различных соотношениях зелёной (соединения бария) и синей (окись, монохлорид меди) цветнопламенных добавок переход между бирюзовым (сине-зелёным) и синим цветами получается не голубым, а зелёно-синим, и всё: дальше - просто синий огонь. В книге приведены так называемые там «кривые цветных ощущений (кривые смешения цветов)», и даже их численные значения (в относительных единицах) и, насколько можно понять исходя из тех данных – части глаз, которые воспринимают, например, красный цвет, - воспринимают также и зелёный, но так как отвечающие за восприятие зелёного цвета части глаз обладают чувствительностью к зелёному немного большей, чем отвечающие за красный (разница в чувствительности менее, чем в два раза), то зелёный цвет и воспринимается зелёным, причём чисто зелёным (т. е., насколько я понимаю, это уже в мозгах такое восприятие формируется). Так вот это я к тому пишу, что при смешивании в различных соотношениях синего цвета с зелёным, образованным спектральной составляющей, расположенной далеко от жёлто-зелёного спектра, не получится указанного в тексте голубого цвета, а вот чем если ближе, то тем в большей степени реагируют на неё части глаз, отвечающие за восприятие красного цвета, и соответственно тем в большей степени синий с незаметной зелёной составляющей цвет будет разбавляться, приближаясь к голубому. И первопричина поговорки, о том, что «каждый охотник желает знать, где сидит фазан» (кто не знает – отвечаю: первая буква слова – первая буква названия цвета, причём расположение их – как и при разложении спектра белого цвета), то есть, при разложении света на спектр голубой цвет был различим, мне думается, что потому, что в самом начале, ну когда может быть присматривались к радуге (природному явлению), а потом только учились раскладывать белый свет на составляющие, разложение было не чётким, и к синему расположенному чуть ближе к зелёному цвету примешивался кроме зелёного ещё и жёлто-зелёный цвет, вот и получался голубой, а бирюзового может быть поэтому и нету в поговорке. На экране телевизоров бирюзовый цвет вообще-то тоже получается, однако, насколько я обращал внимание, при малой яркости свечения синих и зелёных точек. Не ясно мне пока только то, почему не получается сделать голубые звёздки с соединениями меди и бария без всяких ухудшающих чистоту цвета добавок, так как синий огонь с соединениями меди и так является малонасыщенным. Может быть захочется кому сказать, что никакой существенной разницы между бело-синим и настоящим голубым цветами нет, но для меня это просто два разных цвета. И здесь не нужно указывать на то, что согласно литературным данным, из-за невозможности получить синий цвет большой чистоты нет чёткого разграничения между ними, так как такая литература посвящена исключительно военной пиротехнике, а в военной обстановке скорее всего будет во-первых огромная вероятность спутать эти цвета, во-вторых на большом расстоянии ещё неизвестно как будет вести себя голубой да и не очень насыщенный синий цвет тоже из-за рассеивания их атмосферой, причём лучи с разными длинами волн рассеиваются в разной степени. Также насчёт жёлтого цвета: у меня по крайней мере без наличия больших количеств порошков металлов в составах, звёздки, где в качестве цветнопламенной добавки применяются соединения натрия, никогда не давали жёлтого огня – был лишь жёлто-оранжевый, что вообще-то и должно быть, но так как его никак не спутаешь ни с красным, ни с зелёным, то, видимо условно и называют жёлтым. Уплотнённая вручную в оболочке из тушевой кальки смесь основного окислителя (бертолетовой соли, перхлората калия), хлората бария (моногидрата) – 20 – 25 %, крахмала (горючее) и добавки соединений натрия тоже не давала жёлтый цвет: при постепенном увеличении содержания натрия переход был от жёлто-зелёного к оранжевому через зелёно-оранжевый цвет; по-видимому, этот цвет соответствует жёлтому, но имеющему малую яркость, хотя выглядит это как-то странно: что у пиротехнического состава такая малая яркость пламени. Пятипроцентная добавка алюминиевой пудры (пигмент «серебрянка») результата не дала, при десяти процентах её все составы у меня начинают давать искры, так что так сложилось, что в количестве более пяти процентов я почти никогда никуда её не сую. Не совсем ясно также и про фиолетовый: сколько я ни пытался сделать комбинацию соединений меди с соединениями стронция, кальция, и даже натрия, ещё пробовал к смеси перхлората аммония с серой (горела смесь пурпурным пламенем) добавлять какое-то соединение меди, - ничего не выходило, вот был пурпурный, а при постепенном уменьшении содержания соединений стронция, кальция и увеличении содержания меди в смеси перхлората аммония с серой был либо какой-то грязно-белый, либо смесь синих и пурпурных участков пламени, а далее – синий, и больше ничего. Испытывал я смеси в основном в уплотнённом виде или уже в виде сформированных звёздок, причем цвет смотрелся тогда, когда образцы смесей находились горящими при свободном падении в тёмное время суток на тёмном фоне земли, либо на фоне белого снега. Один раз при большой скорости полёта (звёздка выстреливалась из гильзы) один состав, где были хлорокись меди и мел, дал фиолетовое пламя, однако мне необходимо, чтобы звёздки и при свободном падении тоже давали такой цвет. По-видимому, пурпурный цвет тоже условно называют фиолетовым, тем более я почти никогда не видел, чтобы где-то кто-то пустил фейерверочный снаряд с фиолетовыми звёздками: вот пурпурные – везде есть, а фиолетовые если и есть, то очень редко, а ведь это совершенно разные цвета: ну достаточно посмотреть, например, на компакт-диск и найти на нём участок отражённого разложенного им белого света, и сравнить фиолетовую его часть с пурпурным цветом что на экране телевизора при передаче цветных полос. Раньше я пробовал некоторые составы на основе излучения калия скорее всего, но они давали фиолетовый цвет огня, только либо при дневном освещении, либо при обычном искусственном: это хорошо спрессованная смесь бертолетовой соли с уротропином и 3 – 5 процентами (для горючести) крахмала и без бронировки, а также уплотнённая вручную в оболочке из кальки для туши смесь бертолетовой соли с сахаром; в тёмное время суток на тёмном фоне земли их цвета были лишь тускло-белыми; о том, получатся ли из них звёздки – я не знаю (в смысле – обладают ли они нормальной ветроустойчивостью). Ещё по-видимому есть несколько характерный фиолетово-голубой цвет, однако я ещё не выяснял то, при каких условиях он может получаться. Позже у меня хоть малонасыщенные, но всё же фиолетовые, а не пурпурные, огни в тёмное время суток получались в двух случаях: 1) при горении состава бертолетова соль 74 %, крахмал 21 %, алюминиевая пудра (пигмент «серебрянка») 5 %, и сверх 100 % этой смеси крахмал в виде клейстера в количестве 2 % сухого вещества; снаружи везде кроме торца, где находился воспламенительный состав, звёздки были покрыты жидким калийным стеклом (бронировка, обеспечивающая торцевое горение). Но такой состав у меня очень быстро портился, а также при выстреливании из гильзы (испытание на способность зажигаться и гореть при большой скорости полёта) такие звёздки не загорались; причину этого я не выяснял: или это вообще с крахмалом такое, или очень может быть, что серебрянка противопожарная какая-то, так как при её наличии (всего 5 %) быстрогорящая смесь бертолетовой соли и крахмала горит медленнее в очень значительной степени, алюминиевый порох из неё тоже какой-то медленногорящий получался. Вообще, надо будет попробовать замешивать не на крахмальном клейстере, а на нитроцеллюлозном лаке, а может - на нитропорохе. 2) при горении хорошо измельчённого (все составы я хорошо измельчаю) состава бертолетова соль 70 %, сера 23 %, гидроксокарбонат магния водный 7 %, неизвестная мне примесь (скорее всего – соединения натрия, а может - кальция) – неизвестно, но очень мало (была в гидроксокарбонате магния), крахмал (горюче-связующее) 2 % (аналогично пункту 1)), звёздки покрыты калийным жидким стеклом состава примерно 2K2O * 7SiO2 (далее – все остальные звёздки покрыты жидким стеклом аналогичного состава), а также, но правдо более синий, - при горении состава бертолетова соль 70 %, сера 25 %, окись магния 5 %, неизвестная мне примесь, содержащаяся в бронировке из калийного жидкого стекла (скорее всего – соединения натрия), - неизвестно, но тоже очень мало, крахмал (горюче-связующее) 2%. Вообще, я не знаю насколько реально применять такого типа составы (ну на основе смеси бертолетовой соли, серы, стабилизирующей и цветнопламенной добавки и двух процентов крахмала) для фейерверков большИх масштабов, так как не знаю того, как они себя поведут при очень больших скоростях полёта, однако вот при выстреливании из гильзы они долетали горящими этажа ну по субъективной моей оценке - до четвёртого - пятого, а далее – горящие падали, и при полёте до примерно пятого этажа они до того, как долететь до указанной высоты, зажигались на уровне ну третьго – второго этажа (возможно, не сразу до них догорал зажигательный состав, представляющий собой смесь бертолетовой соли 83 %, древесного угля 17 % (смесь измельчена как хорошая пороховая мякоть)) и сверх 100 % смеси - крахмала 2 % (связующее), хотя считаю очень возможным, что при больших скоростях полёта (в самом начале траектории) звёздки просто стлевали, почти не давая пламени, так как аналогичные по составу, но полученные прессованием при умеренно большом давлении и без органических веществ вообще, только в момент зависания в воздухе и при свободном падении у меня давали пламя, - при полёте вверх просто стлевали почти незаметно. Но с фиолетовыми огнями на смеси бертолетовой соли и серы проблема такая: на небольшом расстоянии смесь что с гидроксокарбонатом магния - всё неплохо, однако попробовал я такие звёздки (только неизвестная примесь была и в гидроксокарбонате магния, и в жидком стекле) в фейерверочном снаряде (высота полёта – ну метров может 70 – 100 и в качестве разрывного заряда – порох на резаных древесных стружках (видимо - это они дают хорошо заметные дополнительные тлеющие части) в сочетании с более яркими звёздками жёлтого огня, который, точнее, был бело-жёлтым, и фиолетовая составляющая в звёздках может быть всё-таки и была, но видимо при таком сочетании яркостей она не была заметна, в результате чего показались звёздки какими-то тускло-синими. Ранее таким же образом я попробовал тот состав, что с окисью магния, без наличия звёздок других цветов, и получился какой-то фиолетовый – фиолетово-голубой огонь, причём из-за того, что конкретно эти звёздки имели более значительную собственную реактивную тягу, траектории их полёта были немного изогнутыми беспорядочно в разные стороны, что, в общем, клёво, однако нужно, чтобы и с обычной траекторией всегда тоже были. Не совсем нравится мне здесь ещё то, что окись магния постепенно поглощает из воздуха воду и углекислый газ, из-за чего при хранении состава должны изменяться его свойства. Вообще, если бы не примесь, то цвета на указанной высоте были бы синими, правдо менее насыщенными, чем удачные синие, с излучателем – парами монохлорида меди. А вот с голубыми звёздками такая проблема: испытывал я таким же образом такие составы: № 1: бертолетова соль 69 %, сера 27 %, гидроксокарбонат магния (водный) (с очень малой примесью соединений натрия, а может – кальция) 2 %, карбонат бария 2 %, крахмал (горюче-связующее) 2 %, + бронировка из силиката калия (с уже указанной примесью) – при близком расстоянии – голубые – голубо-белые и № 2: бертолетова соль 69 %, сера 26 %, гидроксокарбонат магния (водный) (с той же самой, что и в первом составе примесью) 2 %, карбонат бария 3 %, крахмал (горюче-связующее) 2 % + аналогичная бронировка – при том же расстоянии бело-зелёно-голубые. Так вот на высоте звёздки № 1 в сочетании жёлто-белыми звёздками дали синий цвет, а № 2 в сочетании с оранжевато-красными – голубо-синий какой-то. Кто мне сможет ответить: почему такое происходит и что мне делать?: ещё уменьшать насыщенность голубого цветнопламенного состава или тут просто восприятию цвета мешали расположенные среди них звёздки вот указанных цветов и может ещё и тлеющие огоньки? И ещё я тут могу добавить, что на высоте всякие синие звёздки выглядели у меня почему-то с намного более насыщенным цветом, чем на небольшом расстоянии. Неужели надо так разбавить голубой цвет огня, чтобы с близкого расстояния он вообще был слегкаголубовато-зеленовато-белым? Проблема также возникла и в случае с бирюзовыми звёздками. Они были испытаны аналогичным образом (на той же высоте), что и фиолетовые и голубые, составы были такими: № 1: бертолетова соль 63 %, сера 23 %, окись меди 7 %, карбонат бария 7 %, крахмал (горюче-связующее) 2 %, + бронировка из силиката калия – при малом расстоянии – бирюзовые, № 2: бертолетова соль 62 % сера 21 % карбонат бария 10 %, окись меди 7 %, крахмал (горюче-связующее) 2 %, + бронировка из силиката калия – при малом расстоянии – зелёно-бирюзовые. Звёздки № 1 были в сочетании с красными звёздками и выглядели синими или почти синими, а звёздки № 2 – с пурпурными и смотрелись как зелёные. Отчего так происходит – я тоже не пойму. Вообще это всё не очень насыщенные бирюзовые огни, которые я получал: намного бОльшая насыщенность получалась с составом таким (пишу примерно по памяти): бертолетова соль 44 %, нитрат бария 19 %, сера 22 % окись меди (с малой примесью гидроксокарбоната меди) 15 %, целлулоид 1 % (сверх 100 %), и поджигались они с торца, а далее – кидались, но такие звёздки обладали очень малой прочностью и возможно ещё, что туда не подойдёт бронировка из жидкого стекла потому, что жидкое стекло отстаёт при непродолжительном высыхании от содержащих растворимые соли бария составов (по крайней мере – от составов с водорастворимым связующим), а применение бронировки из органических веществ должно снизить чистоту цвета. Бронировка нужна мне для того, чтобы звёздки намного дольше горели, иначе совсем быстро сгорать будут. Так вот что делать тут?: ещё поподбирать соотношения окиси меди и карбоната бария или как-то попробовать замешать состав с окисью меди и нитратом бария, но в качестве связующего взять нитропорох (так как предполагаю, что его можно будет взять в большем количестве, чем целлулоид, без ухудшения цвета), а в качестве бронировки применить что-нибудь типа, например, порошка окиси кремния с небольшим содержанием органического водонерастворимого связующего (то есть – количество органики в бронировке будет примерно таким же, как и в самом пиротехническом составе), либо попробовать сделать без бронировки, но взяв грубоизмельчённые фракции компонентов кроме окиси меди. Смеси, содержащие основной окислитель (бертолетова соль, перхлорат калия), хлорат бария (моногидрат) – 20 – 25 %, крахмал и соединения меди (окись и хлорокись меди) с бронировкой из полиуретанового клея не дали бирюзового огня: из-за малой чистоты цвета они были больше белыми. Далее – опишу то, что более-менее удалось, но надо всё же искать ещё более удачные композиции, к тому же не знаю я о том, насколько долговечна у них бронировка из калийного жидкого стекла (жидкое стекло у меня вначале затвердевает, а потом при дальнейшем очень длительном испарении воды трескается и обычно отстаёт, и происходит это спустя несколько месяцев), возможно надо, чтобы при покрытии им оно было чуть менее концентрированным, чтобы вследствие меньшей вязкости проникало вовнутрь поверхностных слоёв звёздок, а потом покрыть ещё раз для некоторого утолщения бронировки, и по идее, она будет лучше держаться. Жёлтые (на высоте – бело-жёлтые): бертолетова соль 58 %, сера 18 %, крахмал 2 %, карбонат бария 20 %, мел 2 %, дополнительный крахмал в качестве горюче-связующего 2% + бронировка из силиката калия. Возможно крахмал, который там не в виде связующего, надо заменить серой – может лучше цвет будет. Жёлто-зелёные (на большой высоте выраженность цвета получилась плохой, однако его как таковой я различил, да и на малом расстоянии какой-то он не совсем конкретный): бертолетова соль 61 %, сера 23 %, карбонат бария 15,25 %, мел 0,75 %, крахмал (горюче-связующее) 2 %, + бронировка из силиката калия. Также нужно как-то поискать композиции со сниженным содержанием соединений бария без существенного ухудшения цвета. Оранжевые: бертолетова соль 65 %, сера 23 %, мел 10 %, оксалат натрия 2 %, крахмал (горюче-связующее) 2 %, + бронировка из силиката калия. Синие: бертолетова соль 66 %, сера 22 %, отмученная в воде хлорокись меди (садовый ядохимикат это такой, он содержит водорастворимые добавки, от которых и производилось однократное отмучивание) 9 %, гидроксокарбонат магния (водный) 3 %, крахмал (горюче-связующее) 2 % + бронировка из силиката калия. Указанные оранжевые и синие звёздки испытывались в сочетании на высоте, и цвета мне показались нормальными. Пурпурные (розово-пурпурные): бертолетова соль 63 %, сера 23 %, окись меди 7 %, карбонат стронция 7 %, крахмал (горюче-связующее) 2 %, + бронировка из силиката калия; бертолетова соль 65 %, сера 23 %, окись меди 10 %, мел 2 %, крахмал (горюче-связующее) 2 %, + бронировка из силиката калия; бертолетова соль 62 %, сера 21 %, окись меди 10 %, мел 7 %, крахмал (горюче-связующее) 2 %, + бронировка из силиката калия. Красные, оранжевато-красные, зелёные: бертолетова соль 67 %, сера 23 %, карбонат стронция (для красного), мел (для оранжевато-красного), карбонат бария (для зелёного) 10 %, крахмал (горюче-связующее) 2 %, + бронировка из силиката калия. И ещё такой вопрос у меня: вот я стараюсь сделать так, чтобы в пиротехнических составах количества всяких химических элементов, относительное содержание которых в земле и в живых организмах не очень велико, были как можно меньшими (пусть даже при некотором ущербе для насыщенности огней цветами), - ну не люблю я попусту переводить вредные ископаемые, - так вот насколько описанные мною составы более выгодны (если вообще выгодны) в этом отношении по сравнению с составами типа «нитрат щёлочноземельного металла + магний (алюминий) + хлорорганика с большИм содержанием хлора»?, то есть в каких из них как бы бОльшая доля яркости нужной цветовой составляющей приходится на единицу содержания химического элемента, придающего нужный цвет? Спрашиваю потому, что читал, что вот калий в пламени может как бы переводить энергию горения в световые волны, соответствующие именно его излучению, которое приходится в основном на маловидимую глазами область (крайний тёмно-красный свет и крайний фиолетовый), в значительной степени уменьшая при этом излучение, вызываемое другими придающими определённые цвета пламени веществами, да и не знаю я: больше ли энергии выделяется в составах вот с нитратами и порошками металлов и с хлорорганикой. Можно, конечно, делать на перхлорате аммония, но я пока не проверял то, какие составы с ним обладают нормальной ветроустойчивостью: нужно экспериментировать, да и несовместимы они должны быть с составами на бертолетовой соли, а делать какие-нибудь прослойки из изолирующего пиротехнического состава (на водонерастворимом связующем) для изготовления двухслойных, например, звёздок я возиться и рисковать не хочу, так как мне неизвестно ещё то, можно ли тоже сделать на нём составы всех цветов, как вот на бертолетовой соли. Конечно, разница в содержаниях этих добавок получается не такой значительной, как оно хотелось бы, но хоть какая-то пусть будет. И ещё вопрос: кто сможет назвать составы белых звёздок без соединений сурьмы, олова, свинца и мышьяка, а также составы розовых (не каких-нибудь бело-красных!) звёздок (насколько я понимаю, розовый цвет можно составить из красной составляющей с небольшой долей синей, и сделав получившийся цвет очень малонасыщенным), причём чтобы звёздки указанных цветов были аналогичными по яркости звёздкам на основе бертолетовой соли с серой?, тёмно-красных, и ещё существуют ли звёздки серого, коричневато-зелёного («защитного») и какого-нибудь близкого к коричневому цветов? Хотя, вообще-то интересуют и конкретные проверенные в действии составы звёздок остальных «продвинутых» цветов, но чтобы в них не было всяких редкостей типа гексахлорбензола, парлона или ещё чего, что не достать и пока дома не изготовить.

Мне нравится
  • Haron Без заголовка 2005-01-04 [#15241]
  • Haron Ну, нехилая простыня с вопросами...(+) 2005-01-04 [#15242]
  • Argus На вопрос - почему цвета не смешиваются - отвечу. На экране светящиеся области имеют не чистые цвета - возьми к примеру красную картинку на мониторе, и сравни ее с отражением радуги на CD. А излучение пиросоставов состоит из некоторго количества практически монохроматических областей. 2005-01-05 [#15261]
  • jfDiP Состав голубого огня. 2005-01-18 [#15470]
  • dima Не знаю можно ли считать данные цвета экзотическими, но просто гляньте (+) 2005-01-18 [#15473]
  • jfDiP dima неподскажешь состав фиолетового огня который ты снял 2005-01-18 [#15479]
  • dima Синий/голубой в чём разница... (+) 2005-01-19 [#15490]
  • dima Эксперимент по попытке определения цвета пламени цифровым фото без застветки (+) 2005-02-18 [#15970]
  • jfDiP Фиолетовые звёздки есть. 2005-05-24 [#17106]
  • Небожитель Ещё я для всех скажу о своих соображениях, на основании которых я считаю, что все или почти все составы, про которые пишут, что они фиолетовые - на сАмом деле являются пурпурными. 2005-05-25 [#17153]
  • jfDiP Фиолетовый огонь. 2005-05-26 [#17168]
  • jfDiP Доразрабатывал я кажется фиолетовый огонь 2005-05-30 [#17209]
  • jfDiP Бирюзовый. 2005-05-31 [#17214]
  • nafany составы 2005-06-03 [#17263]
  • Небожитель Продолжаем попытки изготовления фиолетового состава с соединениями стронция и меди. 2005-06-04 [#17274]
  • Небожитель Для dima -ы и других о переводе с буржуйского (английского) языка названий цветов, переходных от красному к синему, и фиолетового. 2005-06-04 [#17279]
  • Небожитель Ещё я укажу о том, почему я в последние все разы делал жёлтые звёздки с цветнопламенными добавками - соединениями бария и кальция, а не бария и натрия. 2005-06-21 [#17433]
  • Небожитель Ещё одна особенность фиолетовопламенного состава 74 % KClO3, 21 % крахмала, 5 % серебрянки и 2 % связующего крахмала. Ещё возможно не полностью я где-то написАл то, как я выстреливал звёздки проверяя их на зажигаемость при ветре, - в этом сообщении маленькая подробность. И ещё про звёздки из берталетки, серы, гидроксокарбоната магния, микродобавки мела, крахмала и бронировки из жидкого калийного стекла. 2005-11-27 [#18218]
  • Небожитель Указазанные в заглавном сообщении синие звёздки. И ещё вопрос про различие в восприятии синего цвета при разных условиях испытаний звёздок. 2005-11-27 [#18219]
  • jfDiP Вот идейка небольшая по поводу синего огня, причом на основе не соединений меди. 2007-08-03 [#23484]
  • Небожитель Про фиолетовые звёздки на смеси "бертолетова соль - крахмал - серебрянка" и пурпурные "бертолетова соль - сера - окись меди - мел - 2 % крахмала" и "бертолетова соль - сера - хлорокись меди - гидроксокарбонат магния - 2 % крахмала" 2008-09-20 [#31324]

© Добрейшей души человеки, 2003-2019

При использовании материалов ресурса ссылка обязательна.